I Республиканская Олимпиада среди магистрантов - КАЗАХСТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВШОЗ"

«образование через всю жизнь»

I Республиканская Олимпиада среди магистрантов

18 мая 2012 года Высшая школа общественного здравоохранения провела I Республиканскую Олимпиаду среди магистрантов медицинских вузов Казахстана. Олимпиада прошла в рамках V Международного Форума молодых ученых стран СНГ «Молодежь в науке - 2012» (16-18 мая) при поддержке Фонда Первого Президента – Лидера Нации.
Олимпиада была проведена в Фонде Первого Президента – Лидера Нации.

  

На Олимпиаду приглашались медицинские вузы Казахстана, обучающие магистрантов по специальностям «Общественное здравоохранение» и «Медицина».

В течение двух месяцев до Олимпиады шла тщательная подготовительная работа по организации и методическому сопровождению Олимпиады.

На приглашение принять участие в олимпиаде откликнулись 8 высших учебных заведений республики, готовящих магистрантов: Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова (КазНМУ), Алматинский государственный институт усовершенствования врачей (АГИУВ), Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия (ЮКГФА), Медицинский университет Астаны (МУА), Карагандинский государственный медицинский университет (КарГМУ), Семипалатинский государственный медицинский университет (СГМУ), Международный Казахско-Турецкий университет им.Яссауи (МКТУ), Высшая школа общественного здравоохранения (ВШОЗ).

 

В состав независимого жюри были приглашены представители международных медицинских организаций, неправительственных организаций, министерства здравоохранения, совета молодых ученых Фонда Первого Президента – Лидера Нации.

 

Олимпиада состояла из двух этапов:
1. Этап индивидуальных проектов «Инновации в решении современных проблем общественного здравоохранения».
2. Этап командного соревнования, который включал в себя конкурс блиц-проектов, направленный на оценку креативности и ораторского мастерства команд, и конкурс вопросов и ответов для оценки уровня знаний и компетенций в рамках магистерских программ по биостатистике, эпидемиологии, доказательной медицине, организации и управлению здравоохранением и биоэтике.

Оргкомитет ВШОЗ разработал критерии и требования ко всем конкурсам:
Критериями для разработки проектов явились:
1.    Проект не должен выполняться в рамках магистерских диссертаций;
2.    Проект должен быть представлен впервые на Олимпиаде;
3.    Неординарный подход, инновационное содержание;
4.    Практически значимый и реализуемый;
5.    Экономически выгодный и малозатратный;
6.    Должен отражать собственное видение автором избранной проблемы;
7.    Материал должен быть изложен логично, структурировано, не содержать ошибок, неточностей;
8.    Проект должен содержать следующую структуру:
 - Соответствие проекта теме конкурса.
 - Проблемы и нужды, которые предполагается решить.
 - Цели и задачи проекта, потенциальные ограничения и угрозы выполнения.
 - Участники проекта (конечные получатели, целевые группы).
 - Ожидаемые изменения в поле деятельности проекта, ожидаемые долгосрочные результаты.
 - Индикаторы (количественные и качественные), по которым можно оценить достигнутые результаты.
 - Описание проекта не более 10 страниц, шрифт Times New Roman, кегль 14;
 - Устное выступление не более 10 минут.

В разработке вопросов на конкурс для оценки уровня знаний и компетенций в рамках магистерских программ участвовали все университеты-участники Олимпиады. Каждый университет разработал 15 вопросов по дисциплинам, оцениваемым в Олимпиаде, и прислал их в запечатанном конверте во ВШОЗ.

Для разработки вопросов оргкомитет Олимпиады предложил следующие критерии:
1. Форма вопроса - «открытый» (участник должен предложить ответ самостоятельно);
2. Вопросы должны соответствовать требованиям ГОСО;
3. Быть корректными, ясными и краткими;
4. Должны подразумевать четкие и однозначные ответы, т.е. исключать двойные толкования.

Накануне Олимпиады, 17 мая 2012 года экспертная комиссия, включающая членов независимого жюри Мусанову Н.Н., представителя проекта «Качественное здравоохранение» Американского Агентства по международному развитию, и Мергенову Г.А., представителя Центра изучения глобального здоровья в Центральной Азии от Колумбийского Университета, а также независимых наблюдателей Турдалиеву Б.С. (КазНМУ), Токмурзиеву Г.Ж. (АГИУВ), Куандыкову А.К.(МКТУ), Булешова М.А. (ЮКГФА), и представителей ВШОЗ Калматаеву Ж.А. (ректор), Резника В.Л., Кожабекову С.Н., Ошибаеву А.Е.,  провели экспертизу качества вопросов. Вопросы, не имеющие ответов, а также некорректно составленные были исключены, некоторые вопросы были оставлены с поправками. Всего экспертизе были подвергнуты 120 вопросов, из них на Олимпиаду были допущены 58 вопросов. 

 

Всего в Олимпиаде приняли участие  80 человек.

До начала олимпиады путем жеребьевки ведущие разыграли между участниками очередность выступления в 1 и 2 этапе.

В состав жюри вошли Мусанова Н.Н., представитель проекта «Качественное здравоохранение» Американского Агентства по международному развитию, и Мергенова Г.А., представитель Центра изучения глобального здоровья в Центральной Азии от Колумбийского Университета, Садыкова А.Б., председатель Национальной ассоциации врачей и провизоров Казахстана, Томанов М.М., к.э.н., член совета молодых ученых при Фонде Первого Президента – Лидера Нации.

Для подсчета результатов каждого конкурса была создана счетная комиссия в составе: Абсатаровой К.С., магистра математики, Акатаева А.М., магистра информационных технологий. Счетная комиссия разработала таблицы подсчета баллов, в которые после каждого конкурса вводились баллы, полученные конкурсантами.

В первом этапе Олимпиады «Инновации в решении современных проблем общественного здравоохранения» приняли участие 14 проектов представителей вузов-участников:
  1. «Разработка и внедрение организационно-функциональной модели по психоэмоциональной поддержке во время беременности на примере г.Семей», Байбусинова Асель, магистрант СГМУ;
  2. «Продление средней продолжительности жизни детского населения путём снижения динамики управляемых социально-гигиенических факторов риска развития ВПР», Булешова Айжан, магистрант ЮКГФА;
  3. «Совершенствование оказания лечебно-профилактической помощи подросткам на селе», Мырзахат Улжан, магистрант МКТУ;
  4. «Емдеу мекемелерінде алдын алу шараларын жақсарту», Ермаханова Жанар, магистрант МКТУ;
  5. «Развитие медицинского права в Казахстане: проблемы и решение», Касымбеков Расул,  магистрант АГИУВ;
  6. «Обоснование организации компенсационного фонда пациентов», Молдажанов Талгат, Макашева  Ажар, магистранты АГИУВ;
  7. «Инновационные подходы к немедикаментозной терапии цереброваскулярной недостаточности при артериальной гипертензии»,  Шайхин Ануар, магистрант КарГМУ;
  8. «Влияние социально-материального положения студентов КазНМУ им. С.д.Асфендиярова на их успеваемость», Оспанова Гульвира, магистрант КазНМУ;
  9. «Внедрение образовательных программ по улучшению навыков общения, консультирования молодежи  по вопросам охраны репродуктивного здоровья для медицинских работников, врачей общей практики, и студентов медицинских вузов», Мендалиев Нурбол, магистрант КазНМУ;
  10. «Форсайт общества  здоровья», Сарыбаева Макпал,  магистрант МУА;
  11.  «Адаптация системы здравоохранения к изменениям климата», Авдеев  Андрей,  магистрант МУА;
  12. «Решение социально-адаптационных аспектов в период беременности студенток», Байзаханов Аслан, магистрант ВШОЗ;
  13. «Образовательно-профилактический, исследовательский проект по гигиене полости рта у детей», Байзаханов Аслан, магистрант ВШОЗ;
  14. «Перспективы применения аппаратного метода лечения хирургических ран в медицине и здравоохранении», Юсупов Бабур, магистрант ЮКГФА.

Жюри оценивало проекты по следующим характеристикам: неординарный подход, инновационное содержание, актуальность; практическая значимость и реализуемость, экономически эффективность и малозатратность; цели и задачи проекта, ожидаемые результаты; индикаторы (количественные и качественные), по которым можно оценить достигнутые результаты; презентабельность проекта; соблюдение регламента (выступление не более 7 минут); ораторские способности выступающего; ответы на вопросы.

 

На втором этапе Олимпиады команды вузов соревновались в двух конкурсах:

1. Конкурс блиц-проектов.
Перед жюри была поставлена задача  разработать темы для конкурса  блиц-проектов.

Условия конкурса: 
«Акимат выделяет деньги на решение проблем общественного здоровья жителей города. Из предложенных жюри вариантов, команды должны выбрать инициативу и  доказать актуальность и значимость решения выбранной проблемы в улучшении здоровья населения этого города.» Проблемы выбираются путем жеребьевки. Капитан команды вытягивает одну из тем, предложенных жюри, на обсуждение команде дается 5 минут. Команда обдумывает аргументы, готовит выступление, и затем в порядке очередности, определенной до начала олимпиады, выступает с проектом. Время на выступление не более 2 минут.

Жюри предложило  следующие темы:
  1. Повышение безопасности на дорогах;
  2. Мотивационные факторы в кадровой политике здравоохранения;
  3. Развитие паллиативной помощи;
  4. Старость – проблема или этап жизни;
  5. Добровольное донорство органов
  6. Развитие массового спорта;
  7. Адаптация социально-незащищенных слоев населения в обществе;
  8. Отлов, стерилизация, вакцинация бродячих животных.
  9. Раннее выявление случаев туберкулеза через улучшение обращаемости населения в медицинские учреждения
  10. Борьба с курением среди молодежи
  11. Создание мини детских садов при вузах для детей студентов почасовые комнаты дневного пребывания для детей студентов
  12. Создание сайта «Предлагаю работу. Ищу работу» для студентов вузов (почасовая или разовая работа)
  13. Развитие здорового образа жизни через создание центров занятия спортом по доступным ценам
  14. Повышение сервиса обслуживания в поликлиниках города Алматы

Из предложенных жюри тем, капитаны команд вытянули 8, и команды готовили свои проекты. В этом конкурсе оценивалось ораторское искусство и умение убеждать членов команды, умение раскрыть тему выступления, использовать аргументы и факты, риторика, приемы владения аудиторией, участие всех членов команды и соблюдение регламента.

2. Конкурс вопросов и ответов:
В этом конкурсе оценка знаний и компетенций магистрантов проходила по 5 обязательным дисциплинам, общим для программ магистратуры по специальностям «Общественное здравоохранение» и «Медицина», таким как биостатистика, эпидемиология, биоэтика, доказательная медицина, организация и управление здравоохранением. Всего к конкурсу было допущено 58 вопросов из 120, разработанных вузами. Остальные вопросы были исключены экспертной комиссией, как некорректные.

Условия конкурса:
Ассистент раскладывает вопросы по каждой дисциплине и капитан команды случайным образом вытягивает свой вопрос. Затем он возвращается на место и в течение 2 минут команда обсуждает ответ. По истечении времени один из членов команды должен дать ответ на вопрос.

 

Результаты Олимпиады.

Счетная комиссия внимательно и четко ввела результаты  трех конкурсов в таблицы подсчета, и  подвела следующие итоги:


КОНКУРС ПЕРВЫЙ

Конкурс индивидуальных проектов «Инновации в решении современных проблем общественного здравоохранения».

1. Время выступления не более 7 минут



2. Оценка критерий по 5 бальной системе








Ф.И.О. вуз

№ выступления

Сумма баллов

Средний балл

1

Касымбеков Расул

10

261

32,6

2

Шайхин Ануар

8

254

31,7

3

Молдажанов Талгат
Макашева Ажар

4

244

30,5

4

Авдеев Андрей

11

241

30,1

5

Байбусинова Асель

12

233

29,1

6

Юсупов Бабур

5

227

28,4

7

Ермаханова Жанар

9

227

28,3

8

Байзаханов Аслан

1

227

28,3

9

Булешова Айжан

6

222

27,8

10

Байзаханов Аслан

7

216

27,0

11

Мырзахат Улжан

13

213

26,6

12

Мендалиев Нурбол

3

200

25,0

13

Сарыбаева Макпал

2

197

24,6

14

Оспанова Гульвира

14

162

20,3



Таким образом, в конкурсе индивидуальных проектов  «Инновации в решении современных проблем общественного здравоохранения» победил магистрант АГИУВ Касымбеков Расул.

Второе место получил магистрант КарГМУ Шайхин Ануар, третье место магистрант АГИУВ Молдажанов Талгат.


 

КОНКУРС ВТОРОЙ

Конкурс блиц-проектов, для оценки креативности, умения выражать свои мысли и ораторского искусства

КОНКУРС ТРЕТИЙ

Командный конкурс на уровень знаний и компетенций




Команда

Общая сумма

Место

6

568

1

7

493

2

2

477

3

1

445

4

5

437

5

3

432

6

4

429

7

8

424

8



При оценке результатов командного этапа применялся слепой метод, где в качестве идентификатора команды выступал номер очередности выступления, полученный при жеребьевке.
В командном этапе третье место получила команда СГМУ, второе место команда ЮКГФА и первое место команда ВШОЗ.

Награждение победителей.

Церемония награждения  победителей проходила в торжественной обстановке, во время общей церемонии подведения итогов международного форума молодых ученых стран СНГ «Молодежь в науке - 2012».

Дипломы и призы победителям вручала ректор Высшей школы общественного здравоохранения Калматаева Ж.А.
За победу в первом этапе Олимпиады «Инновации в решении современных проблем общественного здравоохранения» магистрант АГИУВ Касымбеков Р. получил диплом и был награжден поездкой на Международную конференцию по общественному здравоохранению в ноябре 2012 года на Мальте, финансируемой в качестве гранта Фондом Первого Президента – Лидера Нации.

Победители, занявшие  второе и третье место, также получили дипломы победителей и ценные призы.

За победу во втором этапе команда ВШОЗ получила диплом, переходящий «Кубок победителя» и ценные призы для каждого участника команды. Команды, занявшие второе и третье место, получили дипломы победителей.

Все участники Олимпиады получили сертификаты участников и подарки от Фонда Первого Президента – Лидера Нации.

 

Олимпиада прошла в теплой и дружественной обстановке. В качестве гостей участвовали многие известные личности, ректор СГМУ Рахыпбеков Т.К., представители КазНМУ,  АГИУВ, ЮКГФА, МКТУ. Почетные гости говорили слова напутствия для участников Олимпиады, желали им успехов во всех начинаниях.

I Республиканская Олимпиада среди магистрантов медицинских вузов Казахстана завершилась успешно, и должна стать ежегодным событием, мотивирующим медицинские вузы на повышение качества образования в магистратуре.