13 по 15 декабря сего года в Софии, Болгарии, прошло 22 Заседание Правления Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Глобальный Фонд), на котором обсуждались наиболее важные вопросы, связанные со стратегическим развитием Глобального Фонда, политикой финансирования стран, подающих заявки в Глобальный Фонд, а также отчеты комитетов Глобального Фонда. Избирательную Группу от региона Восточной Европы и Центральной Азии представлял член Правления Глобального Фонда, профессор Кульжанов М.К., ректор Высшей Школы Общественного Здравоохранения Казахстана и 15 делегатов из Казахстана, Молдовы, Украины, Боснии и Герцеговины, Грузии, России и Румынии. В составе делегации также была Первая леди и председатель СКК Грузии, госпожа Сандра Элизабет Рулофс, которая обратилась к Правлению с обращением о необходимости финансовой поддержки региона ВЕЦА в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Основными решениями, принятыми Правлением Глобального Фонда в ходе 22 Заседания были:
По Новой Стратегии Глобального Фонда Правление подтвердило, что ведется работа по разработке новой стратегии и плана создания более действенного и эффективного Глобального Фонда. Было решено, что в основу ее лягут 6 задач, обсужденных в ходе стратегического совещания Правления «Policy Retreat»: 1) спасение жизней: количество жизней, спасенных от ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии в каждый год между 2011 и 2016 гг. должно быть в три раза больше, чем в 2010г.; 2) предотвращение болезней: количество предотвращенных заболеваний ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии должно в каждый год между 2011 и 2016 гг. быть в три раза больше, чем в 2010г.; 3) расширение сферы влияния: должны приниматься меры по усилению влияния субсидий Глобального Фонда на интегрированную систему оказания медицинской помощи, в особенности для женщин и детей; 4) действенность и эффективность: необходимо продолжать прилагать все большие усилия в соблюдении принципа экономии денежных средств за счет максимально возможной эффективности и действенности Глобального Фонда; 5) равенство и права человека: необходимо сосредоточить усилия на защите прав человека и улучшению доступа к профилактике и лечению для всех нуждающихся, включая даже наиболее бедные и маргинализованные группы населения; 6) устойчивость: нужно обеспечить устойчивость достигнутых результатов, поддерживая страны и раскрывая потенциал сообществ.
Стратегия будет охватывать период до 2016г.; детализировать стратегию будет сопровождающий ее план действий. На комитет по политике и стратегии (КПС) возложена ответственность за управление процессом разработки Стратегии и формулирование рекомендаций Правлению. Секретариат должен будет участвовать в работе, и оказывать помощь КПС.
Правление поручило КПС разработать проект рамочного документа по стратегии, включая цели, задачи, основные вопросы для обсуждения на Заседании в мае 2011г., учесть результаты и вклад Форума Партнеров, который состоится июне 2011г. После этого Секретариату поручено разработать план действий по осуществлению стратегии, определенной в рамочном документе. Финальный вариант Рамочной Стратегии и Плана Действий должны будут утверждаться Правлением на Заседании, которое состоится в конце 2011.
По квалификационным критериям для стран, подающих заявки в Глобальный Фонд, политике софинансирования и определения приоритетных стран, Правление признает необходимость срочного пересмотра квалификационных критериев, а также критериев определения приоритетных стран и требований по софинансированию. Правление примет решение по этим вопросам на первой встрече в 2011 году (GF/B22/DP8). На 22 Заседании Правление решило, что пересмотренные требования соответствия, определения приоритетов и софинансирования, которые будут представлены к одобрению Правления на 23 Встрече, должны применяться ко всем возможностям финансирования, описанным в GF/B22/26.
По новым возможностям финансирования был принят ряд решений: Правление поручило Секретариату провести анализ потенциального воздействия прерывания программ, возможного вследствие того, что по графику решения по финансированию 11 Раунда выпадают на Первое Заседание в 2012 г., а не на конец 2011-го и представить результаты анализа Комитету по Финансам и Аудиту (КФА) и Комитету по Управлению Портфолио (КП).
На основании данного анализа КФА сформулирует рекомендации Правлению о том, какие меры можно предпринять, чтобы минимизировать вред, вызванный прерыванием программ в выявленных случаях. Правление в свою очередь на Заседании в мае 2011г. примет решение о том, продлевать ли условия финансирования по Дополнительным Обязательствам, как описано ниже для 10 Раунда, и применять также к 9 Раунду с тем, чтобы:<li>Предоставить дополнительные средства для минимизации вреда от прерывания программ вследствие графика 11 Раунда;<li>Предоставить дополнительные средства, изымая их из средств, выделенных на втором этапе канала ВНС (Внедрения Национальных Стратегий) и в рамках пилотной платформы Финансирование Систем Здравоохранения.
По 10 Раунду Правление ссылается на свое решение, принятое на 20 Заседании (GF/B20/DP9) выделить средства в рамках Дополнительных обязательств в два транша, первый из которых – на двухлетний период, второй – на один год.
Правление приняло решение о Дополнительных Обязательствах, возникших в отношении заявок 10 Раунда, произвести взносы в три транша, каждый на период одного года. Данная мера принимается в исключительном порядке с целью обеспечить более эффективное и равномерное распределение средств в течение срока Третьего пополнения и в качестве исключения к пункту 3.с Общей Политики Финансирования.
Правление поручило Секретариату выполнить данное решение таким образом, чтобы минимизировать финансовую неопределенность и стоимость транзакций. Правление приняло решение увеличить размер взносов в рамках 8 и 9 Раунда и первого этапа Национальных Стратегий с 75% до 90%. Таким образом правление ссылается на свои решения, принятые на 18 Заседании (GF/B18/DP13) и 20 Заседании (GF/B20/DP9), в которых оговаривается, что размер взносов может быть увеличен до 90% при условии появления дополнительных средств.
Правление подчеркнуло важность соблюдения основного принципа Глобального Фонда – финансирования на основании доказанной эффективности. В связи с этим Секретариату было поручено усилить меры, регулирующие соблюдение принципов финансирования на основании эффективности, сосредоточив внимание на том, как используются средства и осуществляются полученные гранты. Соответственно Правление поручило Секретариату рассмотреть возможность сокращения Дополнительных Обязательств, где это возможно, и в сотрудничестве с СКК и Основными Реципиентами адаптировать цели работы к пересмотренному бюджету программ; это обеспечит экономию средств для новых возможностей финансирования.
По заявкам 10 Раунда:
1) Правление одобрило все заявки 10 Раунда, рекомендованные к финансированию Группой технической оценки (ГТО) с «Категорией 1», «Категорией 2» и «Категорией 2В» в соответствии с условиями, указанными ниже.
2) Правление одобрило к финансированию на первые два года все заявки 10 Раунда, рекомендованные к финансированию ГТО с Категорией 1», «Категорией 2» и «Категорией 2В». Это решение относится ко всем заявкам 10 Раунда, направленным на группы населения, подверженных наибольшему риску, по компоненту ВИЧ/СПИД, которые были поданы в соответствии с решением «Определение приоритетных заявок 10 Раунда, рекомендованных ГТО» GF/B21/DP18 и рекомендованных к финансирования ГТО.
3) Страны, чьи заявки рекомендованы к финансированию с «Категорией 1», должны будут завершить процесс пояснений, как оговаривается в письменном одобрении Председателя и/или Заместителя Председателя ГТО, не позже чем через 8 недель после того, как страна получит письменное уведомление от Секретариата о решении Правления.
4) Страны, чьи заявки рекомендуются к финансированию с «Категорией 2», включая подгруппу заявок с «Категорией 2В» должны:
а) предоставить письменный детальный ответ по затребованной ГТО информации и внести соответствующие требованиям ГТО изменения не позже, чем через 6 недель после получения страной письменного уведомления от Секретариата о решении Правления; а также
б) завершить процесс пояснений ГТО, как оговаривается в письменном одобрении Председателя и/или Заместителя Председателя ГТО, не позже, чем через 3 месяца после получения Секретариатом первого детального ответа от страны по запросу ГТО.
5) В соответствии с требованиями в отношении уровня дохода и Политики софинансирования, общая сумма гранта по заявкам 10 Раунда для стран с уровнем дохода выше среднего («заявки УДВС») не должна превышать совокупного по странам лимита в 10% от общей суммы одобренных грантов 10 Раунда. Правление подчеркивает, что данный лимит будет применяться во время утверждения дополнительных обязательств для одобренных заявок УДВС 10 Раунда.
6) Правление отказывается одобрять финансирование заявок, которым ГТО была присвоена «Категория 3», как указано в Приложении 1 к GF/B22/13. Эти страны могут повторно подать заявку в следующем Раунде после основного рассмотрения заявки.
7) Правление отказывается одобрять финансирование заявок, которым ГТО присвоила «Категорию 4», как указано в Приложении 1 к GF/B22/13.
8) Правление принимает к сведению запрос ГТО о проведении дополнительного финансового анализа в рамках процесса пояснений и поручает Секретариату предпринять соответствующие меры.
9) Перед подписанием гранта, Секретариат должен предоставить подтверждение того, что насколько можно определить исходя из имеющихся у Секретариата данных, бюджет гранта находится в соответствии с условиями «экономии денежных средств».
Как уже упоминалось в ходе 22 Заседания Правления были заслушаны отчеты Комитетов по Политике и Стратегии (КПС), по Управлению Портфолио (КУП).
По отчету КПС был принят ряд решений:
Решение GF/B22/DP26:
Правление подтвердило свое обязательство принять решение по вопросу квалификационных критериев, софинансирования и определения приоритетных стран на 23 Заседании для того, чтобы открыть 11 Раунд, второй этап канала Национальных Стратегий (НС) и экспериментальный проект по финансированию систем Здравоохранения.
Открытие 11 Раунда
Правление поручило Секретариату объявить о приеме заявок 15 августа 2011г., срок подачи заявок определить 15 декабря 2011г.
Правление подтвердило, что Комитет по Управлению Портфолио утвердит формы заявок и руководства по их составлению для 11 Раунда, в руководствах должны быть отражены требования по переходу к новой архитектуре ГФ, а также квалификационные критерии и требования по софинансированию и приоритетности, принятые Правлением в Мае 2011г.
Правление потребовало, чтобы заявки 11 Раунда были рассмотрены Группой Технической Оценки своевременно с тем, чтобы решение об их финансировании принималось на первом Заседании Правления в 2012г.
Второй этап финансирования в рамках Национальных стратегий.
Правление утвердило открытие второго Этапа финансирования Национальных Стратегий (НС) согласно следующему плану:
а. Правление поручило Секретариату начать работу по второму этапу НС в январе 2011 года.
б. Не смотря на данную дату открытия, решения Правления относительно новых квалификационных критериев, критериев определения приоритетных стран и требований софинансирования будут распространяться на второй этап финансирования НС.
в. Правление потребовало, чтобы заявки второго этапа в рамках НС были рассмотрены Группой Технической Оценки своевременно с тем, чтобы решение об их финансировании принималось на первом Заседании Правления в 2012г.
Экспериментальный проект по финансированию систем здравоохранения (ФСЗ)
В соответствии с решением, принятом на 21 Заседании GF/B21/DP5, Правление может одобрить заявки на финансирование, связанные с экспериментальным проектом от 4 или 5 стран одновременно с утверждением заявок 11 Раунда.
Правление подчеркнуло, что на 14 встрече в октябре 2010г., Комитет по Политике и Стратегии, уполномоченный Правлением, одобрил дизайн экспериментального проекта под названием «вариант 2, канал 2» Финансирования систем здравоохранения.
Таким образом Правление утверждает следующий план открытия экспериментального проекта ФСЗ:
а. Правление поручило Секретариату начать работу по экспериментальному проекту ФСЗ в январе 2011 года.
б. Не смотря на данную дату открытия, решения Правления относительно новых квалификационных критериев, критериев определения приоритетных стран и требований софинансирования будут распространяться на проект ФСЗ.
в. Правление подтвердило, что Комитет по Управлению Портфолио должен будет утвердить форму заявок и руководства по из написанию в рамках проекта ФСЗ.
г. Правление потребовало, чтобы заявки в рамках проекта ФСЗ были рассмотрены Группой Технической Оценки своевременно с тем, чтобы решение об их финансировании принималось на первом Заседании Правления в 2012г.
Другие возможности финансирования после 2011 г.
В соответствии с решением, принятом на 14 Заседании «Установление фиксированных дат для Раундов» (GF/B14/DP12), необходимо объявлять об будущих Раундах финансирования задолго до их открытия. Поэтому Правление приняло решение открыть 12 Раунд (и другие возможности финансирования) в течение периода Третьего Пополнения, т.е. не позже 31 Декабря 2013г. При условии наличия активов, Правление может объявить о приеме заявок задолго до 31 декабря 2013г. с целью принять решения о финансировании в течение 2013г. и признает важность такого решения для поддержки стран, остро нуждающихся в финансовой помощи для непрерывного расширения деятельности в борьбе с тремя заболеваниями.
Усиление поддержки ГФ по вопросам охраны здоровья матерей, новорожденных и детей
Правление:
1) Приняло во внимание представленный Секретариатом документ, посвященный потенциальным возможностям и последствиям усиления вклада ГФ в здоровье матерей, новорожденных и детей (GF/B22/4, Приложение 3), в соответствии с предыдущим решением Правления (GF/B21/DP20).
2) Выразило готовность поддержать страны в стремлении большее внимание уделять проблемам материнства и детства в рамках программ, финансируемых Глобальным Фондом.
3) Поручило Секретариату подготовить документ, в котором будет описана политика, операционная структура, план реализации и бюджетные расходы по осуществлению этого решения.
4) Признало необходимость определения возможностей большей вовлеченности ГФ в вопросы охраны материнства и детства на более долгий срок, как часть Процесса стратегического развития.
Осуществление новой архитектуры финансирования грантов на деятельность по укреплению систем здравоохранения (УСЗ), в соответствии с чем
1) Заявки в Глобальный фонд могут быть посвящены одному из следующих трех компонентов: ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия, а также запросам на поддержку соответствующей комплексной деятельности по укреплению систем здравоохранения (УСЗ).
2) Кандидатам рекомендовано по возможности интегрировать запросы на финансирование деятельности по УСЗ в соответствующие компоненты по заболеваниям. Оценку этих мероприятий по УСЗ будет проводить Группа Технической Оценки (ГТО) в рамках рассмотрения заявок по данному компоненту по заболеваниям. Правление пояснило, что к компоненту комплексного УСЗ относятся мероприятия, которые по своему характеру лучше подходят для осуществления на комплексной основе или путем воздействия на несколько заболеваний. При запросе на финансирования таких комплексных мероприятий по УСЗ от кандидатов по-прежнему требуется четко описать, как они решают выявленные проблемы, препятствующие достижению улучшенных результатов по снижению бремени ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии.
3) Правление поручило Секретариату провести измерения и мониторинг финансирования, предоставленного для заявок на комплексное усиление систем здравоохранения, и предоставить отчет КПС с ключевыми показателями эффективности, относящихся к финансированию УСЗ.
По отчету Комитета по Управлению Портфолио (КУП) было принято решение по продолжению программ, получающих поддержку Глобального Фонда.
Правление рассмотрело последствия создания исключительного механизма промежуточного финансирования программ, получающих поддержку Глобального фонда, которым возможно, не удастся обеспечить продолжение финансирования в течение всего 10 раунда. Правление решило не создавать исключительный механизм промежуточного финансирования для таких грантов. Эти гранты могут соответствовать критериям финансирования в рамках существующей Политики Непрерывного Оказания Услуг (НОУ).
В отношении грантов, которые уже получают финансирование в рамках Политики НОУ и которые не будут получать финансирование в 10 Раунде, Правление утвердило «Исключительное продление финансирования непрерывного оказания услуг», как указано в Приложении 3 к отчету КУП для 22 Заседания Правления, чтобы обеспечить непрерывность лечения до появления у кандидатов возможности подать заявки на финансирование в рамках 11 раунда и получить информацию об этом финансировании. Это финансирование будет предоставляться в исключительных случаях; ожидается, что количество профинансированных грантов будет ограниченным, а объем не превысит примерно 17 млн. долл. США. Правление предлагает этим грантополучателям предпринять необходимые шаги по обеспечению альтернативных источников финансирования, чтобы не оказаться в аналогичной ситуации в конце периода продления НОУ. Правление передало КУП полномочия по надзору за использованием этого исключительного финансирования. Правление отметило обеспокоенность технических партнеров по поводу масштаба политики НОУ, особенно в отношении малярии. Правление поручило Секретариату провести обзор Политики НОУ при участии технических партнеров и представить КУП варранты устранения недостатков с указанием расходов. КУП представит Правлению свои рекомендации по данному вопросу на 23 Заседании.
В соответствии с тем же отчетом, утвержден второй пересмотр Руководящих принципов для страновых координационных комитетов (СКК). Выпуск второго пересмотра обусловлен тем, что Приложение 2 к Руководящим Принципам для СКК было повторно пересмотрено с целью учесть дополнения, предложенные рядом избирательных групп, к пунктам, оговаривающим конфликт интересов (пункт 57) и сроки полномочий председателей СКК (пункт 61 а), приведенным ниже:
«57 . Глобальный Фонд признает существование конфликта интересов в случае, если Основной реципиент и суб-реципиент входят в состав СКК и имеют право голоса, и в особенности если они являются Председателями или Заместителями Председателей СКК.
61. Глобальный Фонд считает всех членов СКК равными между собой партнерами и правом выражать свое мнение и участвовать в принятии решений, соответствующих их профессиональной сфере деятельности и опыта. Глобальный Фонд устанавливает следующие стандарты, цель которых помочь СКК обеспечить принятие таких решений, которые буду справедливо отражать интересы всех членов:
а. СКК должны избирать Председателей и их заместителей в соответствии с процедурами выборов, согласованных членами СКК. Как правило, для успешного управления необходимо периодически заменять председателя и его заместителя. В положении о выборах должен быть отражен срок полномочий председателя и его заместителя, а также чередование избирательных групп в руководящей позиции, учитывая национальный контекст».
В ходе 22 Заседания Правления были также заслушаны и одобрены отчеты Комитетов по Динамике Рынка и Товарам Потребления (КДРТП), по Этике, по Финансам и Аудиту (КФА), Специального Комитета по Доступным Медицинским Средствам для лечения Малярии (ДМСм), а также Офиса Генерального Инспектора.
Делегация ВЕЦА активно участвовала во всех заседаниях Правления, по основным вопросам Повестки дня вносила свои предложения и комментарии.