Вопросы государственного экзамена по специальности 6М110100-«Медицина», научно-педагогического направления - КАЗАХСТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВШОЗ"

«образование через всю жизнь»

Вопросы государственного экзамена по специальности 6М110100-«Медицина», научно-педагогического направления

  1. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека.
  2. Учение об эпидемическом процессе. Происхождение инфекционных болезней и их классификация.
  3. Закономерности формирования эпидемического процесса. Пути передачи инфекционных заболеваний.
  4. Социальные и природные факторы эпидемического процесса.
  5. Основные исторические вехи развития эпидемиологии.
  6. Эпидемиологический контроль инфекционных заболеваний. Организация эпидемиологического надзора: принципы и практика.
  7. Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации.
  8. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.
  9. Иммунобиологические препараты.
  10. Госпитальная эпидемиология. Контроль внутрибольничных инфекций.
  11. Актуальность и значимость проблемы внутрибольничных инфекций
  12. Основные направления надзора и профилактики госпитальной инфекции.
  13. Основные методы диагностики инфекционных заболеваний.
  14. Общие особенности инфекционных заболеваний.
  15. Дезинфекционные мероприятия, как одно из направлений противоэпидемической деятельности.
  16. Дезинфекция: очаговая и профилактическая.
  17. Организация санитарной охраны территории от заноса карантинных и других инфекционных болезней.
  18. Факторы риска и этиология и социально-экономические последствия хронических заболеваний.
  19. Перспективы развития и применения эпидемиологических знаний в улучшении здоровья населения.
  20. Типы эпидемиологических исследований. Классификация.
  21. Методы описательной эпидемиологии. Их применение в общественном здравоохранении и организации здравоохранения.
  22. Аналитическая эпидемиология, ее роль при проведении исследований и принятии решений.
  23. Эпидемиология хронических болезней и новое общественное здравоохранение.
  24. Особо опасные инфекции, как основа оружия массового поражения.
  25. Клиническая эпидемиология, определение, история развития.
  26. Когортные исследования, определения, преимущества и недостатки.
  27. Принципы клинической эпидемиологии.
  28. Определение статистики как науки. Понятие о медицинской и санитарной статистике, направления и группы вопросов, изучаемых этими дисциплинами.
  29. Задачи применения  статистического метода в медико-социальных, медико-биологических, клинических, экспериментальных исследованиях.
  30. Характеристика статистического метода как одного из основных инструментов общественного здравоохранения. Возможности, предоставляемые современной статистикой и ее математическим аппаратом для анализа явлений в общественном здравоохранении.
  31. Принципы и подходы к планированию статистического исследования. Этапы статистического исследования и элементы программы исследования.
  32. Основные статистические показатели состояния здоровья населения и их комплексное применение (показатели смертности, рождаемости, естественного прироста, материнской и младенческой смертности и другие).
  33. Демография: основные определения и понятия. Роль и значение демографических показателей для оценки состояния здоровья, медико-социального благополучия и системы здравоохранения.
  34. Принятые в статистике виды заболеваемости. Принципы и методы изучения заболеваемости населения и его основных групп.
  35. Медицинская статистика: определение, цели и задачи, основные разделы. Значение медицинской статистики для общественного здоровья и здравоохранения.
  36. Статистическая совокупность, единица наблюдения, учетные признаки.
  37. Понятие генеральной совокупности. Понятие выборки. Какими свойствами должна обладать выборка?
  38. Абсолютные величины: определение, виды, порядок вычисления, применение в здравоохранении.
  39. Относительные величины: определение, виды, порядок вычисления, применение в здравоохранении.
  40. Что включает в себя понятие среднего? Какие виды средних значений вы знаете? Каковы возможности их использования в медико-биологических исследованиях?
  41. Средние величины: определение, основные виды, порядок вычисления, применение в здравоохранении.
  42. Понятие статистической гипотезы.
  43. Понятие динамики населения, ее основные компоненты.
  44. Типы народонаселения. Современные особенности и тенденции демографических процессов.
  45. Методики расчета и оценки показателей смертности, младенческой смертности, перинатальной смертности, материнской смертности.
  46. Методика расчета и оценки показателя естественного прироста населения.
  47. Статистическое изучение естественного движения населения.
  48. Статистическое изучение миграции населения: сущность, виды, основные показатели.
  49. Уровень и структура причин смертности, материнской и младенческой смертности в РК.
  50. Нормативно – правовая база Республики Казахстан в области концессий.
  51. Дать определение «Государственно – частному партнерству».
  52. Понятие государственно -  частного партнерства (ГЧП).Основные принципы ГЧП.
  53. Распределение рисков между государством и частным сектором в ГЧП. Форма ГЧП, применяемая в Казахстане.
  54. Распределение рисков между государством и частным сектором в ГЧП. Форма ГЧП, применяемая в Казахстане.
  55. Степень участия государства в ГЧП.
  56. Степень участия частного сектора в ГЧП.
  57. Использование ГЧП в различных видах деятельности. Сфера услуг (промежуточная модель) в структуре ГЧП.
  58. Преимущества ГЧП  в системе здравоохранения на современном этапе.
  59. Роль государства в системе ГЧП. Стратегические направления развития ГЧП в Казахстане.
  60. Назовите и дайте характеристики бисмаркской модели здравоохранения?
  61. Назовите и дайте характеристики бевериджской модели здравоохранения?
  62. Опишите разницу между германской и британской модели здравоохранения?
  63. Какие формы организационно-хозяйственной деятельности ЛПУ наиболее эффективны при внедрении ОМС?
  64. Основные задачи ОМС?
  65. Роль ОМС в деятельности МО?
  66. Назовите участников системы ОМС? Основные функции, права и обязанности?
  67. Назовите отличия ОМС и других видов страхования?
  68. Особенности ГОБМП при внедрении системы социального медицинского страхования
  69. Место платных услуг при внедрении ОМС
  70. Дайте анализ преимуществ и недостатков  модели социально-медицинского страхования
  71. Дайте анализ преимуществ и недостатков  бюджетной модели здравоохранения
  72. Назовите субъекты рыночных отношении в здравоохранении. Что меняется при внедрении ОМС
  73. Внутренние стратегии перемен: совершенствование работы больниц.
  74. Модернизация больничного дела в рамках государственной политики системы здравоохранения.
  75. Инновационные медико – организационные технологии в здравоохранении.
  76. Совершенствование клинических технологий в современном здравоохранении.
  77. «Интерфейс» между врачами и клиническими фармакологами – как стратегия повышения качества оказания медицинской помощи.
  78. Расширение полномочий существующих профессиональных групп.
  79. Организация больницы, обеспеченность средним медицинским персоналом и результативность.
  80. Определение приоритетов и модификация стандартов лечения.
  81. Финансовые и организационные формы вмешательства в больничном деле.
  82. Показатели, характеризующие хирургическую работу стационара.
  83. Определение обеспеченности, доступности и структуры стационарной помощи.
  84. Диференциация больничных учреждений.
  85. Вертикальная и горизонтальная стратегии строительства больниц.
  86. Перестройка кадрового обеспечения в процессе реформирования больничного дела.
  87. Структура службы управления качеством медицинской помощи.
  88. На какие категории риска подразделяются субъекты здравоохранения в зависимости от форм предоставления медицинской помощи?
  89. Виды проверок субъектов здравоохранения.
  90. Функций Службы управления качеством медицинской помощи.
  91. Перечень документов, предоставляемых для сдачи квалификационного  экзамена без присвоения квалификационной категории.
  92. Проведение квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения (цель, кто проходит).
  93. Индикаторы оценки качества медицинских услуг
  94. Какие случаи анализируются при проведении внутренней экспертизы в организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь?
  95. Квалификационные требования предъявляемые при лицензировании медицинской деятельности
  96. Независимый эксперт: кто может им быть, их необходимость?
  97. Формы предоставления медицинской помощи.
  98. Понятие «аккредитация». Цель аккредитации в области здравоохранения      
  99. Стандарт и стандартизация в области здравоохранения.    
  100. Понятие об общественном здравоохранении.
  101. Основные принципы теории и практики общественного здравоохранения.
  102. Примеры функций общественного здравоохранения.
  103. Концепция нового общественного здравоохранения.
  104. Структуры, занимающиеся общественным здравоохранением.
  105. Программа «Здоровье – 2020» в Европейском регионе
  106. Взаимосвязь между глобальными и региональными задачами по достижению здоровья для всех.
  107. Индикаторы оценки общественного здоровья и здравоохранения.
  108. Социальные детерминанты здоровья
  109. Методы оценки здоровья.
  110. Традиционные и нетрадиционные показатели оценки состояния здоровья.
  111. Понятие здоровья, демографические показатели.
  112. Понятия об индивидуальном и общественном здоровье.
  113. Понятие о профилактике. Влияние уровней профилактики на состояние здоровья.
  114. Понятие об образе жизни. Категории здорового образа жизни.
  115. Основные принципы системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний в общественном здравоохранении.
  116. Социальная значимость общественного здоровья.
  117. Ресурсы, необходимые для достижения лучшего здоровья.
  118. Глобализация и ее влияние на здоровье.
  119. История развития общественного здравоохранения
  120. Основные вехи в развитии общественного здравоохранения.
  121. Межсекторальная ответственность за здоровье населения.
  122. Роль неправительственных организаций в общественном здравоохранении.
  123. Основные проблемы системы здравоохранения в Казахстане.
  124. Программы по профилактике заболеваний в Казахстане.
  125. Критерии эффективности программ по здоровому образу жизни.
  126. Проекты Всемирной организации здравоохранения в РК.
  127. Здоровье социально-уязвимых групп, проблемы неравенства в здоровье и доступе к качественным медицинским услугам в Казахстане
  128. Принципы научно-обоснованной профилактики неинфекционных заболеваний
  129. Перечислите социально – обусловленные заболевания в РК и определите их роль в системе общественного здравоохранения. 
  130. Бремя туберкулеза в Казахстане (основные тенденции заболеваемости, распространенности и смертности вследствие туберкулеза)
  131. Актуальные проблемы в эпидемиологии туберкулеза в Казахстане
  132. Приоритетные задачи по профилактике ВИЧ/СПИДа в Казахстане
  133. Мировые системы здравоохранения.
  134. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ)
  135. Перечислите факты, предопределяющие необходимость профилактики ССЗ с детства.
  136. Перечислите главные риск факторы, на которые следует направить усилия по профилактике ССЗ
  137. Назовите причины роста заболеваемости и смертности от ССЗ.
  138. Как можно улучшить состояние здоровья населения по ССЗ. Подходы, рассчитанные на широкую популяцию. Подходы на индивидуальном уровне
  139. Эффективные индивидуальные стратегии профилактики ССЗ
  140. Охарактеризуйте социально-экономические аспекты доступности медицинской помощи и состояния здоровья населения РК
  141. Охарактеризуйте основные факторы образа жизни населения РК, оказывающие влияние на состояние здоровья населения
  142. Механизмы для изменения отношения и усиления ответственности населения за свое  здоровье
  143. Предмет, задачи и принципы биомедицинской этики. Основные принципы и нормы биоэтики
  144. Классификация факторов, формирующих здоровье.
  145. Психическое здоровье населения Республики Казахстан. Концепция психического здоровья. Основные аспекты.
  146. Принципы работы с населением по продвижению здорового образа жизни
  147. Депрессия как общемедицинская проблема
  148. Насилие как социальная и психическая проблема.
  149. Приоритетные проблемы общественного здравоохранения
  150. Медико – демографические показатели в системе здравоохранения.
  151. Демографические показатели состояния здоровья населения
  152. Материнская и младенческая смертность (понятие, значимость данных показателей при оценке системы здравоохранения)
  153. Показатели здоровья населения  
  154. Показатели инвалидности
  155. Рождаемость, смертность, общий прирост населения
  156. Стратегическое планирование  в общественном здравоохранении
  157. Общественное здравоохранение в 21 столетии. Достижения и вызовы
  158. Развитие государственно- частного партнерства в РК
  159. Государственная программа развития здравоохранения «Денсаулык» 2016-2020 гг.
  160. Методологические основы процесса обучения.
  161. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и учебная дисциплина.
  162. Современные методологии преподавания общественного здравоохранения.
  163. Роль педагога в преподавании общественного здравоохранения.
  164. Дидактические технологии в высшем образовании.
  165. Традиционные формы и методы обучения в вузе.
  166. Особенности организации процесса обучения на основе кейс-метода, метода мозгового штурма.
  167. Современные образовательные концепции и технологии обучения в вузе.
  168. Инновационные методы и технологии обучения в вузе.
  169. Мотивация обучения. Дизайн эффективного процесса обучения.
  170. Интерактивные методы и технологии в современном образовательном процессе.
  171. Приемы, позволяющие осуществлять поиск новых решений в научных исследованиях
  172. Что такое Логика психолого-педагогического исследования?
  173. Как составить План научно-исследовательской работы
  174. Для чего проводятся патентно-информационные исследования?
  175. Научное исследование включает в себя несколько блоков: опишите?
  176. Предмет и задачи курса «Организационное поведение», связь с другими дисциплинами
  177. Элементы управленческой деятельности и управленческие функции
  178. Человек в организационной среде
  179. Коммуникативное пространство руководителя
  180. Цели и задачи организационного поведения
  181. Дайте характеристику основным типам организационных структур
  182. Межличностные методы разрешения конфликтов
  183. Личностное деловое поведение
  184. Дайте характеристику жизненного цикла организации «Стадия формализации»
  185. Функции организационной культуры, определяемые внешней средой организации
  186. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий
  187. Управление и менеджмент: общая характеристика, понятие, сущность
  188. Методы принятия решений как инструмент менеджмента
  189. SWOT-анализ в менеджменте
  190. Уровни управления в системе здравоохранения. Стили управления
  191. Личные качества и профессиональная компетентность успешного менеджера в здравоохранении
  192. Сущность лидерства. Теории лидерства. Стили руководства
  193. Риск - менеджмент в здравоохранении. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации
  194. Понятие «стратегическое планирование»: алгоритм выполнения
  195. Организационно-управленческие технологии: понятие, основные направления развития
  196. Государственная программа развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2020гг.: цель, задачи, направления и основные индикаторы
  197. Единая национальная система здравоохранения. Цель, задачи, принципы и достигнутые промежуточные результаты
  198. Система здравоохранения. Структура системы здравохранения. Субъекты здравоохранения
  199. Стратегическое планирование и оперативное управление на разных уровнях управления в области здравоохранения
  200. Виды медицинской деятельности. Виды медицинской помощи
  201. Правовые основы деятельности неправительственных медицинских организаций. Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан. Их роль и значение в развитии организации и деятельности здравоохранения
  202. Охрана здоровья граждан. Основополагающие нормативные документы, регламентирующие охрану здоровья граждан РК и деятельность в области здравоохранения
  203. Ответственность медицинских работников за правонарушения в профессиональной деятельности. Правонарушение, проступок. Общий обзор видов ответственности медицинских работников (административная, гражданская, дисциплинарная)