Журнальный клуб №1 (2016) - КАЗАХСТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВШОЗ"

«образование через всю жизнь»

Журнальный клуб №1 (2016)

12 ноября 2016 г. В аудитории № 8 совместно с Советом молодых ученых КМУ «ВШОЗ» состоялось заседание Журнального клуба. 

Повестка заседания

  1. Как правильно написать магистерскую, докторскую диссертацию? (д.м.н. проф. Сапарбеков М.К.);
  2. Выбор темы научного исследования или определение проблемы (к.м.н., доцент Нурбаев А.С.).

Чтобы идти к своей цели и не чувствовать

себя ненужным балластом, необходимо четко 

представлять себе, что нужно изучать и чего не нужно.

(Г. Селье)

     Из выступления председателя журнального клуба д.м.н., проф. Сапарбекова М.К.:

Каждый магистрант, докторант, решивший посвятить свою жизнь науке, должен четко представлять все сложности и трудности научного исследования. Успешномупров едению научных исследований во многом способствует правильная, хорошо продуманная организация научной работы: ее плановость, этапность и самое главное, главное, - последовательность. Великий И.П. Павлов писал: «Последовательность, последовательность и последовательность…»

      Прежде чем говорить об основных этапах написания  диссертации, хотелось бы дать определение «Что такое диссертация?». Из литературы следует, что: «Диссертация (от лат. – dissertation, рассуждение, исследование) – это научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой  степени или академической степени магистра, выполняемая самостоятельно под руководством научного руководителя».

     В КМУ «ВШОЗ» существует утвержденное «Положение о послевузовском образовании в магистратуре ВШОЗ, согласно которому, магистерская диссертация (МД): является  самостоятельным квалификационным, научным трудом, выполненным под руководством научного руководителя, подготовленная для публичной защиты и является основанием для присуждения академической степени магистра.  МД  демонстрирует зрелость выпускника магистратуры как научного работника, способного творчески сформулировать и решать теоретические и прикладные задачи общественного здравоохранения и должно отвечать следующим требованиям: 

  • Содержать новые результаты, которые решают научную задачу;
  • Содержать новые научно – обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение прикладной задачи;
  • МД подготавливается магистрантом самостоятельно и единолично».


    Уважаемые коллеги!  Анализируя труды  многих авторов,  и опираясь на свой  многолетний опыт, считаю, наиболее приемлемым и рациональным выделить следующие этапы:

  • Выбор темы;
  • Определение реальных возможностей ее решения; 
  • Формирование цели и задачи;
  • Составление рабочего плана; 
  • Определение основных этапов выполнения диссертации;
  • Сбор, группировка, обработка собственных материалов исследования;
  • Анализ и обобщения полученных данных; 
  • Завершение и оформление исследования.


    Согласно положению ВШОЗ о послевузовском  образовании в магистратуре  рекомендуются следующие структурные  элементы диссертации:

  • Титульный лист;
  •   Аннотация / реферат;
  •   Содержание;
  •   Перечень сокращений, символов и обозначений (при необходимости);
  •   Введение;
  •   Краткий обзор литературы;
  •   Основная часть, состоящая  из разделов, подразделов и пунктов;
  •   Заключение;
  •   Список использованных источников;
  •   Приложения.


     В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что успешность и результативность любого научного исследования зависят не только,  как оно будет построено и спланировано, методический обеспечено, но и, без сомнения, от личностного отношения магистранта, докторанта к диссертационному исследованию.

Из выступления к.м.н., доцента Нурбаева А.С.:

    Среди всех этапов подготовки в написании диссертации особое место занимает выбор темы диссертационного  исследования. Докладчик подробно остановился на методологии выбора темы или определении проблемы, причем он особо выделил оценку  реальных возможностей  решения проблемы, четкого уяснения цели и задачи диссертации. В своем выступлении, докладчик остановился на личном опыте планировании темы диссертации  в ВШОЗ, ГИУВ, в школе Брауна (Израиль).

     В процессе выступления модераторов задавались вопросы, на которые магистранты, докторанты получили исчерпывающие ответы. Всего в заседании участвовало 24 молодых ученых ВШОЗ. 

     В конце заседания  журнального клуба состоялось традиционное чаепитие, где члены ЖК в непринужденной обстановке обменивались своими впечатлениями и поделились будущими планами.


Секретарь журнального клуба                                                          Д.Н. Маханбеткулова